Проблемы, возникающие при исполнении муниципального задания и составления отчетов о его исполнении

Механизм государственных и муниципальных заданий является обязательным для автономных и бюджетных учреждений. Вместе с тем, в процессе их формирования и исполнения  возникают определенные проблемы, неверное решение которых может повлечь применение мер административного воздействия.

Первая проблема связана с нечетким разделением и смешением понятий "государственные (муниципальные) услуги" и "государственные (муниципальные) работы". При этом у органов власти и учреждений имеется определенная мотивация к тому, чтобы относить к работам как можно больше видов деятельности учреждений. Ведь тогда не нужно стандартизировать качество данной деятельности, а затем выполнять эти стандарты и контролировать их соблюдение (в соответствии с большей частью региональной и муниципальной нормативно-правовой базы стандарты качества, как правило, применяют к услугам, а не к работам).

Методические проблемы при определении в государственном (муниципальном) задании показателей качества услуг или работ составляют второй блок трудностей. Согласно бюджетному законодательству эти показатели являются обязательным содержательным элементом заданий, однако далеко не всегда при их формировании удается должным образом отразить показатели качества. Так, на практике зачастую  происходит путаница между показателями объема услуги или работы и показателями их качества.

Третья проблема связана с установлением в государственном или муниципальном задании показателей объема услуг или работ. В некоторых случаях специфика деятельности учреждения не позволяет адекватно определить в задании тот или иной показатель требуемого объема услуги или работы. В этой ситуации учредители государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих подобную деятельность, как правило указывают в заданиях показатели объема на основе прошлых периодов, что является не совсем логичным. Решение данной проблемы может лежать совсем в иной плоскости: объем рассматриваемых услуг или работ необходимо определять в других единицах. Например, в отношении гостиницы для официальных делегаций можно использовать не количество заселившихся, а число гостиничных номеров, которые должны в течение года поддерживаться в готовности для приема гостей.

Отсутствие в заданиях состава государственных или муниципальных услуг является следующей проблемой. Бюджетное законодательство двусмысленно определяет необходимость указания в государственном или муниципальном задании состава услуги. В расшифровке понятия задания такой элемент присутствует, а в статье, устанавливающей содержание задания, этого элемента нет. Практика формирования заданий здесь разная, но чаще всего услуга или работа формулируется только в обобщенном виде, например "социальное обслуживание на дому". Указание в задании состава подобной услуги (доставка на дом продуктов питания, помощь в приготовлении пищи, мытье сантехники и т.д.) сделало бы его более четким и понятным для граждан, в том числе потребителей услуг.

В связи с указанной проблематикой в практике нередко возникает потребность корректировки государственного (муниципального) задания в ходе его выполнения. Причиной может стать изменение спроса на услуги, возможностей учреждения по оказанию услуг и т.д.

Подобные случаи могут потребовать изменения установленного задания. Однако если в нормативной правовой базе учредителя об этом процессе не говорится ни слова, для проведения данной процедуры не существует абсолютно никаких правовых оснований. И в этом случае будет идти речь о невыполнении муниципального задания по количественным или качественным показателям, что, в свою очередь, является основанием для привлечения руководителя Учреждения к административной ответственности по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ. 


Версия для печати